Пятница, 19.04.2024, 15:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Театрализация как ресурс повышения уровня духовно-нравственного развития личности

Театрализация как ресурс повышения

уровня духовно-нравственного развития личности

Мотынга Е.А., Зиновьева М.Ю., Сафошина О.А.

Школа, в которой мы работаем, с углубленным изучением отдельных предметов. В ней обучаются дети из разных районов нашего города, из семей разного социального и интеллектуального уровней, имеющие разный уровень духовно-нравственного развития личности. Поэтому на первый план мы  выдвинули задачу повышения уровня духовно-нравственного развития на основе формирования и совершенствования умения свободно, коммуникативно оправданно пользоваться родным языком в различных формах, видах, жанрах речи. Коммуникативная цель понимается нами как интегрирующая, поскольку речевое общение предполагает реализацию и других функций языка: познавательную, регулятивную, этико-эстетическую. Землю населяют разные живые существа, от мельчайших до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. Для человека слово стало чем-то привычным, обыденным. Мы подчас не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Мы говорим, произнося слова, предложения. Наш собеседник, слушая и понимая значение слов, образованных с помощью звуков, «расшифровывает» наши мысли, чувства и отвечает на них словом и делом.

В педагогике существует великое множество технологий, методик обучения, но всё это множество направлено на привитие любви к родной, русской речи. И именно в начальной школе необходимо начинать эту работу. Наибольшее внимание заслуживает такой вид работы, как творческая интерпретация художественного текста. На уроках литературного чтения, во внеклассной работе мы используем следующие приёмы творческой интерпретации художественного произведения: составление диафильма, экранизация литературного произведения, пересказ, музыкальное иллюстрирование, словесное рисование, ролевая игра, диалогические формы работы на уроке, которые включают в себя работу и над монологической речью, театрализация [1]. Все вышеперечисленные приёмы широко известны в современной педагогике. Однако мы считаем, приём театрализации одним из эффективных способов овладения словом, развития речи и повышения уровня духовно-нравственного развития личности. Театрализация – приспособление или переделывание литературного произведения для представления его на сцене [2]. Ценность приёма драматизации определяется тем, что он помогает детям зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение учеников, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Театрализация способствует также развитию речи. Она влияет на речь детей в силу двух причин: использование в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы и создания на уроке и во внеклассной работе естественной ситуации речевого общения. При использовании театрализации необходимо ставить целые сценки и небольшие спектакли. При использовании приёма театрализации нужно иметь в виду, что существуют формы театрализации различной сложности, которые следует вводить постепенно. Назовем основные формы в порядке возрастания: анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики, изображённых на них героев; постановка индивидуальных и групповых «живых картин»; подготовка и произнесение отдельной реплики героя; чтения по ролям; инсценирование развёрнутой формы. Для того чтобы внедрить приём театрализации в школьную жизнь широко используем такой вид работы, как инсценировка. Вместе с ребятами мы инсценируем не только художественные произведения, но и ситуации из жизни. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств, но и поведения. Инсценирование развёрнутой формы самая сложная, заключающая в себе все средства драматической выразительности, поэтому она вводится не сразу, а постепенно. Прежде чем инсценировать литературное произведение предлагаем детям ответить на вопросы: Целесообразно ли инсценировать данное литературное произведение на уроках литературного чтения? В каких формах театрализации это лучше представить? Работа над инсценирование художественного произведения включает в себя следующие этапы: обсуждение и выбор произведения; обработка и приспособление литературного текста; организация текста; реалистическое повествование; раскрытие жизненного образа человека, представляемого на сцене; определение взаимоотношений героев произведения в зависимости от событий; работа над речью актёра; работа над обстановкой действия; создание костюма [3]. Более значимым являются работа над речью актёра и создание костюма. Работа над речью актёра – это: незамкнутая система прямой и косвенной речи актёра – его персонажей; стиль речи, разные формы речи – интонационное средство для характеристики образа; работа над элементами интонации, а именно, логическое ударение, паузы, мелодика речи. Моделирование костюмов занимает особое место в нашей работе. От того как будет чувствовать себя ребёнок в костюме зависит многое: речевое дыхание, стиль речи, эмоциональный настрой. Особое внимание уделяем созданию народного костюма, так как ни для кого не секрет, что в настоящее время всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Во время создания костюмов проводим словарную работу: ознакомление детей с устаревшей лексикой родного языка, что является одним из средств связи с культурным наследием прошлого.

Конечным результатом всей своей работы считаем переход от разговорной речи к литературной форме общения, которая развивает эстетический вкус ребёнка, любовь к родному языку, повышает уровень духовно-нравственного развития личности.  

Литература:

1.     Соловейчик, С.М. Методика развития речи младших школьников. М.: Линка-Пресс, 1994, – 43 с.

2.     Мочалов, Ю.А. Первые уроки театра. М.: Просвещение, 1986, – 156 с.

3.      Артоболевский, Г.В. Художественное чтение. М.: Просвещение, 1978, – 212 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Gagarin (03.12.2013)
Просмотров: 528 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz