Башкатова Г.И.,
воспитатель в ГПД
Мотынга Е.А., учитель
начальных классов
МБОУ «СОШ № 13 с УИОП»
Старые вопросы семейного воспитания и
новые пути их решения
«Счастлив тот, кто
счастлив дома» - Л. Н. Толстой.
Что хотел сказать нам, своим потомкам, великий
русский писатель, когда писал эти строки? Мне кажется, что он имел в виду ту «счастливость»,
которую творят в семье, прежде всего родители, помогая детям стать увлечёнными,
деятельными, гармонично развитыми людьми. Семейное счастье, благополучие семьи
рождаются благодаря человеческим взаимоотношениям, когда родители и дети
связаны взаимной любовью, общими интересами и делами. Родной дом для ребёнка –
это, то место, где он творит, размышляет, обогащается жизненным опытом.
Основными регуляторами семейных отношений являются родители, их желание иметь с
детьми душевную близость и
взаимопонимание. Наблюдения и исследования показали, что многие родители не
готовы к общению с детьми. Если и бывают в их распоряжении свободные минуты или
даже часы, то заполняются они в лучшем случае бытовыми проблемами, а ещё хуже
нотациями. Такое общение «не питает детскую душу», а взрослый в глазах ребёнка
остаётся человеком неинтересным, занудным. Один из родителей однажды признался
в том, что он бы и рад общаться со своим ребёнком, но «не умеет красиво
говорить», а также «не знает о чём говорить» с собственным сыном. Да, важно
уметь разговаривать с детьми. Этому надо учиться!
Задача каждого педагога –
стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей
и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, помочь родителям
приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка. И здесь возникают новые
вопросы: «На каких основах должны складываться отношения учителя и родителей,
чтобы воспитание ребёнка было успешным? Как использовать в своей работе
традиционные и нетрадиционные формы общения, умело, сочетая их в своей работе?». Эти вопросы являются сложными,
актуальными на сегодняшний день, но разрешимыми.
Огромное значение в
работе с родителями младших школьников имеет четко спланированная и
организованная система сотрудничества. Плохо организованные – спонтанные
родительские собрания, индивидуальные встречи с родителями, посещения семей
детей ничего, кроме тревоги, недоверия, не могут вызвать у матерей и отцов.
Учителя, работающие в начальной школе, знают, какие тревожные чувства
испытывают родители, когда передают своё чадо первому учителю.
Очень важно, чтобы каждый
учитель понимал смысл педагогического взаимодействия семьи и школы, как «Школьный
парусник», на котором плывут дети, родители и педагог. Курс «Школьного
парусника» направлен на создание условий для комфортной, радостной, счастливой
жизни каждого ребёнка и классного коллектива в целом. И опять вопрос: «Куда
плыть паруснику, какую из четырех сторон света выбрать?». Взаимодействие должно осуществляться по
четырём направлениям: 1. Просвещение
родителей по вопросам психологии и педагогики. 2. Формирование понятия
принадлежности к «Школьному паруснику». 3. Диагностика (предварительная,
оперативная, итоговая). 4. Коррекционная работа (оказание индивидуальной
психолого-педагогической помощи и поддержки в проблемных ситуациях).
Успех педагогического
взаимодействия семьи и школы зависит от выбранной формы работы. Это могут быть
индивидуальные формы: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому. А
вот наиболее распространённой формой групповой работы являются родительские
собрания. По своему содержанию они могут быть текущими, тематическими и итоговыми.
Традиционное родительское собрание
любого вида проходит по определённому шаблону (повестка дня). Однако,
тематическое родительское собрание – это собрание, которое посвящено обсуждению
какой-либо актуальной теме, проблеме. Наиболее эффективной формой считаю
проведение тематических родительских собраний в форме мастер-класса. Такое
родительское собрание позволяет родителям встать на место своих детей, а от
классного руководителя требует тщательной подготовки. Но не это главное.
Главное – иметь желание, потребность в общении.
Сложность проблемы
состоит ещё и в том, что у некоторых семей низкая культура досуга. Монотонное
существование, «душевная лень» –
самый главный недостаток семейного воспитания. Педагог должен помочь ответить
родителям на самые главные вопросы: «Как вести себя с детьми, как провести
досуг в выходные дни, как организовать свободное время детей в семье?». Очень
трудно решить эти вопросы и потому что родители стали равнодушнее относиться к
заботам класса, школы. Как, правило, они проявляют интерес только к учёбе сына
или дочери. Это наблюдение заставляет искать пути сплочения родительского
коллектива с ученическим. И здесь уместно предложить провести совместный праздник
взрослых и детей. Необходимо поделиться с родителями примерным планом
проведения праздника. Родители обязательно «загорятся» этой идеей. Подготовка к
празднику обычно идёт долго. Дети вместе с родителями собирают литературу,
предметы быта, мамы и бабушки шьют себе и детям костюмы. По вечерам собираемся
в классе на репетиции. В это время было особенно заметно, как сплачивается
родительский коллектив. И вот наступает день праздника. Ведущими на таком
праздники являются не только дети и учитель, но и родители. Все присутствующие
– это активные участники действия. После проведения первого такого мероприятия
все приходят к общему мнению, что «такого праздника ещё не было». Это ещё одно
подтверждение тому, что семейные праздники необходимы, что люди стремятся
узнать ближе своих детей и людей, которые их окружают. Такая работа позволяет
родителям и детям почувствовать себя членами большой команды «Школьного
парусника».
|