Вторник, 17.10.2017, 12:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Русские праздники и патриотическое воспитание

РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННИКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ – ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Мотынга Е.А., Зиновьева М.Ю

В настоящее время всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Глубинная преемственность в культурных традициях возникает, по-моему, лишь тогда, когда ребёнок начинает осваивать их с самого малого возраста. Очевидно, что воспитание органического восприятия традиционных культурных ценностей должно начинаться с рождения. Народная культура должна предстать перед детьми в своей целостности, исходной связи с жизнью человека, принадлежащего к целостному, биосоциальному образованию – народу.

Использование в своей работе русских праздников, традиций и обычаев позволяет нам открыть развёрнутое изучение народной культуры. Мы должны дать детям понятие о специфике и формах её бытия, помочь овладеть аппаратом и приёмами анализа материала. В течение четырёх лет обучения в начальной школе в системе занятий перед ребёнком в живом фольклорном и этнографическом материале раскроется система миропонимания, выработанная его предками. Главная задача народных праздников, на наш взгляд, – в весёлой, непринуждённой форме, на близком и личностно-значимом для детей материале дать представление о понятиях «Народ» и «Народная культура». По данному вопросу нами были разработаны приоритеты:

1.     Создание атмосферы национального быта. Во время проведения праздников учеников должны окружать предметы характерные для русского быта. Это позволит детям младшего школьного возраста ощутить себя частью великого народа.

2.     Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.) В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде, по нашему мнению, отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей и способствует развитию их коммуникативных способностей.

3.     Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Народная мудрость, сохранённая в веках, должна быть передана детям посредством проведения народных праздников.

4.     Знакомство с народным искусством. Реальность, окрашенная фантазией, продолжала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. Использование предметов народного искусства во время театрализованного представления в качестве необходимого реквизита или проведение праздников, посвящённых народным умельцам, является лучшим способом знакомства с ними.

5.     Знакомство с русскими народными играми. Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребёнка побуждает ввести народные игры в программу организации не только народных праздников в форме театрализованного представления, но и  в организацию двигательной активности детей.

Прежде чем проводить подготовку и проведение народного праздника необходимо познакомить ребёнка с календарно-обрядовыми праздниками на внеклассных занятиях. Такое знакомство считаю подготовительной работой. Вот некоторые из них.

Тема

Содержание

Класс

Зимние святки

Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок.

3 класс

Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями

Занятие 1. Рассказ учителя о рождественских песнях-колядках. Проведение русской народной игры «Скакалка».

Занятие 2. Рассказ учителя об обычае на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Пение колядки. Проведение русской народной игры.

Занятие 3. Рассказ учителя о новогодних песнях. Праздник «Ряженные».

2 класс

Знакомство детей с масленичными песнями

Занятие 1. Рассказ учителя о праздновании первых двух дней Масленицы и пение песен, исполняемых в эти дни. Проведение русских народных игр «Водить козла» и «Летят – не летят».

Занятие 2. Рассказ учителя о праздновании остальных дней Масленицы. Знакомство с песнями, которые пели в эти дни. Проведение русской народной игры «Горелки».

Праздник «Масленица».

4 класс

«Кузьминки – об осени поминки»

Праздник осени. Рассказ Хозяйки Осени о народных приметах и об обычаях, связанных с днём Кузьмы и Демьяна. Разыгрывание содержания песни «Во кузнице». Исполнение плясок, загадывание загадок.

1 класс

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Gagarin (03.12.2013)
Просмотров: 193 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz