Вторник, 16.04.2024, 20:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование коммуникативной культуры обучающихся начальных классов на основе проведения традиционных и нетрадиционных праздников в форме те

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРАЗДНИКОВ В ФОРМЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Зиновьева М.Ю.,  Мотынга Е.А.

Перед каждым педагогом встаёт вопрос, как организовать воспитательную работу в классе так, чтобы она осуществляла на оптимальном уровне развитие коммуникативных способностей всех детей, в том числе и сильных, и самых слабых.

В основе этой работы положены следующие принципы: 1. Соотнесение индивидуализации приема воспитания  с мировоззрением, жизненным опытом, интересами, склонностями, эмоциями, чувствами, статусом личности каждого ребенка в коллективе. 2. Речевая направленность – практическая ориентация занятия (воспитательное занятие, проведение и подготовка воспитательного мероприятия) на литературном языке. 3. Ситуативность – соотнесённость фраз с теми взаимоотношениями, в которых находятся собеседники, и чем они глубже и шире, тем легче проходит процесс общения, ибо за речью стоит большой контекст – контекст совместной деятельности. 4. Новизна – постоянное варьирование речевых ситуаций, непроизвольное запоминание речевого материала, его комбинирование, трансформация, перефразирование, что ведет к развитию творческого мышления. 5. Функциональность – ведущий вид деятельности в усвоении лексических единиц или грамматических явлений (речевых образов) является их функция, а не форма.

Цель работы – формирование коммуникативной культуры воспитанника как залог его успешного самовыражения и самореализации на основе проведения традиционных, нетрадиционных праздников и утренников в форме театрализованных представлений.

С позиций коммуникативности методическое содержание занятий и внеклассных мероприятий ориентируется на решении следующих задач: развивать все виды речевой деятельности школьников: умение правильно читать, слушать и говорить, а также умение детей свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения; обеспечивать осознанное усвоение родного языка как важнейшего средства общения и познания окружающего мира на основе использования коммуникативно-значимых ситуаций на занятиях; обеспечивать взаимосвязь проведения традиционных, нетрадиционных праздников и утренников в форме театрализованных представлений с развитием коммуникативно-речевых умений и литературно-творческих способностей обучающихся, с воспитанием у них духовно-нравственных ценностей; развивать художественно-образное и логическое мышление детей, прививать навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Результат данной работы состоит в построении традиционных, нетрадиционных праздников и утренников в форме театрализованных представлений с учетом реализации основной функции языка как средства общения, в обеспечении формирования умений ориентироваться в ситуации общения, адекватно воспринимать речь, правильно строить высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

При организации детских праздников необходимо помнить о том, что тема праздника должна быть интересной, личностно значимой для каждого участника, соответствовать возрасту детей.

Создавая праздник, необходимо помнить о его структуре:

1.     Пролог – вступительная часть праздника, настраивающая участников на определённое эмоциональное восприятие, это эпиграф ко всему празднику.

2.     Заявка – эпилог, запускающий в движение праздника.

3.     Развитие действия – это смена видов деятельности, смена эпизодов, которые добавляют торжеству всё новые и новые краски.

4.     Финал – самый яркий, красочный, эмоциональный эпизод праздника         (это может быть коллективная игра, коллективное пение, ритуалы посвящения для награждения).

Дети и гости должны быть не зрителями, а участниками праздника. Разумно включать средства идейно-эмоционального воздействия: музыку, художественное оформление, костюмы,  песню, танец, театрализацию. И конечно, слово – каждое воспитательное мероприятие подчинено основному принципу работы, т.е. речевая направленность – практическая ориентация занятия на литературном языке.

Все эти компоненты должны быть подчинены идее праздника. Чередуйте различные виды деятельности: исполнение – каждое мероприятие включает в себя элементы театрализации, следовательно, подразумевает исполнение определённых ролей; соревнование; рисование; чтение и прослушивание стихов, песен; игру; свободное общение – каждое мероприятие нацелено на привитие навыков речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Продолжительность детского праздника для младших школьников, не должна превышать полутора часов. Чрезмерно много стихов, песен, игр, заданий, эмоций – это тоже плохо, во всём нужна мера. Организаторам праздника заранее хорошо продумать все мелочи – где что поставить, кого как рассадить, чтобы было удобно и всем видно.

Если в праздник включены конкурсы, состязания, соревнования, то необходимо: 1. Чётко объяснять задания, создавая одинаковые условия для их выполнения (место, время, инвентарь). 2. Задания по трудности должны соответствовать возрасту и полу ребёнка. Одинаково недопустимы очень лёгкие и очень трудные задания, так как дети теряют к ним интерес. 3. Судить должно компетентное жюри. 4. Результаты соревнований на каждом этапе должны быть доведены до участников и болельщиков. 5. Обязателен ритуал награждения.

При  подготовке праздника в форме театрализованного представления можно заранее выучить танец, песню, стихи, сценку. На самом празднике должны быть обязательно сюрпризы и импровизация. Сюжетный ход, объединяющий различные части праздника, и сам сценарий сохраняется в тайне от детей. Немного «стихийности – и праздник только выиграет!»

Во время подготовки и проведения праздников в форме театрализованного представления огромное значение имеет самоанализ внеклассного мероприятия. В своей работе мы придерживаемся следующей схемы анализа внеклассного мероприятия.

1.     Цель и содержание (идейная направленность).

2.     Актуальность: соответствие содержание интересам, запросам, потребностям личности и возникающим в детской среде проблемам; обеспечение дальнейшего положительного общения в детском коллективе; направленность содержания на решение задач, поставленных перед школой и группой;

3.     Преемственность содержания данного мероприятия с другими в    системе работы воспитателя группы продлённого дня.

4.     Содержание: общая композиция (логика, целесообразность, соответствие содержания форме его проведения); интеллектуальная, эмоциональная информативность (что нового даёт детям); оригинальность решения задач через содержание и форму; познавательный, воспитывающий, развивающий характер содержания.

5.     Продолжительность подготовительного периода (воспитывает не только само мероприятие, но и подготовка к нему).

6.     Удовлетворительность школьников проведённым праздником (их настроение, эмоции, поведение).

7.     Культура поведения (чёткость, последовательность запланированных событий, его органическая этапность, свобода проявления чувств, переживаний, самостоятельность и инициатива воспитанников).

8.     Роль и деятельность учителя (воспитателя).

9.     Степень достижения целей.

10.           Самооценка воспитателем качества и результатов внеклассного воспитательного мероприятия.

      Школьное воспитание в современных условиях требует особого подхода. Сам ребёнок становится помощником учителя, появляются новые методы и организационные формы воспитания, которые повышают не только эффективность проводимого праздника, но и способствуют развитию коммуникативных способностей. Считаем, что новое видение при проведении и подготовке внеклассного мероприятия даёт возможность более доступно проводить воспитательную работу.

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Александренко М.К., Совместные праздники взрослых и детей.- // Начальная школа.- 1990.- №1.-С. 56.

2.     Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством. – Санкт-Петербург.: Детство-пресс, 2001.

3.     Левкодимов Г.Е. Рождественская ёлка. – М.: АОЗТ РИФМЭ, 1996.

4.     Левкодимов Г.Е. Святки. – М.: ЗАО РИФМЭ, 1997.

Категория: Мои статьи | Добавил: Gagarin (03.12.2013)
Просмотров: 1117 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz