Пятница, 29.03.2024, 18:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Воспитательная работа

Актуальный педагогический опыт по воспитательной работе
[ Скачать с сервера (90.5 Kb) ] 03.12.2013, 21:29

ГОУ ДПО Белгородский региональный

институт повышения квалификации и

профессиональной переподготовки специалистов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

 

 

 

 

 

 

Автор опыта:

Мотынга Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13

с углубленным изучением предметов»

города Губкина Белгородской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород

2011

Содержание:

Информация об опыте…………3

 

Технология опыта………………9

 

Результативность опыта………13

 

Библиографический список…...16

 

Приложение к опыту…………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І. Информация об опыте.

Тема опыта. «Использование проектной деятельности в системе внеурочной работы как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов».

Условия возникновения и становления опыта. В муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области, в которой работает автор опыта, обучаются дети из разных районов города, из семей разного социального и интеллектуального уровня, имеющие разные способности к общению. «Педагогический стаж» школы более 35 лет. Индивидуальные познавательные и творческие потребности учащихся реализуются через систему дополнительного образования: факультативы, кружки, секции, научные общества учеников. Удобное месторасположение школы позволяет ей активно сотрудничать с Центральной детской библиотекой Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система № 1», Муниципальным автономным учреждением культуры Губкинского городского округа «Губкинский театр для детей и молодёжи», Муниципальным автономным учреждение культуры дворец культуры «Строитель», Муниципальным бюджетным управлением культуры дворец культуры «Форум». Таким образом, в школе и микрорайоне созданы все условия для формирования коммуникативной компетентности обучающихся.

Базовыми в работе по теме «Использование проектной деятельности в системе внеурочной работы как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов» стали предыдущий актуальный педагогический опыт автора по теме «Формирование коммуникативной культуры обучающихся первой ступени на основе проведения традиционных, нетрадиционных праздников и утренников в форме театрализованных представлений» (Свидетельство о внесении актуального педагогического опыта в городской и районный банк данных № 368 от 2008 г.) и результаты диагностик: по определению уровней коммуникативных компетентностей, действий выпускников начальной школы и исходного уровня коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности первоклассников.

Для определения уровней коммуникативных компетентностей были использованы методики «Выявление коммуникативных компетентностей учащихся» и «Выявление коммуникативных действий учащихся» [31, 12]. Методики (Приложения 1.1, 1.2) были апробированы в параллели четвертых классов, состоящей из класса, в котором работает автор опыта и других выпускных классов начальной школы. Показатели уровней коммуникативных компетентностей представлены в таблице.

Таблица 1(показатели класса автора опыта).

№ п/п

Уровень развития

коммуникативных компетентностей ребёнка

Результативность

1.                 

Высокий, творческий уровень

15 человек - 62,5%

2.                 

Средний, продуктивный уровень

9 человек – 37,5%

3.                 

Низкий уровень

0 человек – 0%

Таблица 2 (показатели другого выпускного класса).

№ п/п

Уровень развития

коммуникативных компетентностей ребёнка

Результативность

1.

Высокий, творческий уровень

5 человек – 21,7%

2.

Средний, продуктивный уровень

9 человек - 39,15%

3.

Низкий уровень

9 человек - 39,15%

Данные показателей коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) показаны на диаграмме [8].

Диаграмма 1.

Результаты проведенных диагностик показывают, что выпускники начальных классов, в которых работает автор актуального педагогического опыта, имеют более высокий уровень творческой активности, коммуникативных компетентностей, чем их сверстники. По мере приобретения опыта общения на основе подготовки праздников в форме театрализованных представлений, они научились весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть возможные мнения других людей, нередко обусловленные различиями в их потребностях и интересах. В контексте сопоставления и анализа мнений научились обосновывать и доказывать собственную точку зрения.

Для изучения исходного уровня коммуникативной компетентности первоклассников была использована методика «Коммуникативно-речевые действия по передаче информации и отображению предметного  содержания и условий деятельности» [30]. (Приложение 1.3) По результатам диагностики только 20,8% первоклассников имеют высокий уровень коммуникативно-речевых действий, 20,8% обучающихся находятся на среднем уровне, 58,4% - на низком уровне. Ученики, пришедшие в первый класс, показали низкий уровень продуктивности совместной деятельности, умения строить понятные для партнера высказывания и задавать вопросы, а также незрелое эмоциональное отношение к совместной деятельности. Таким образом, такой низкий уровень коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного  содержания и условий деятельности первоклассников нацелил автора опыта на создание условий для формирования коммуникативной компетентности в условиях создания проектов праздников в форме театрализованных представлений.

Актуальность опыта. Коммуникативная компетентность  – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения  речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к созданию множества разнообразных высказываний  как в устной, так и в письменной форме. Обучение младших школьников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в наше время.

Актуальность данной работы связана, прежде всего, с наличием следующей проблемы: в последнее время все чаще и чаще говорится о наличии серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетентности детей. Это связывают со снижением уровня читательской культуры, отсутствием у учителей педагогических навыков в организации ситуаций, требующих от учеников речевой активности. Проблема культурного общения младших школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебно-воспитательной среды. Для детей в возрасте 7-11 лет обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в школьной жизни ребёнка именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль.


 

 

 

Категория: Воспитательная работа | Добавил: Gagarin
Просмотров: 1134 | Загрузок: 37 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz